+7 (495) 960-33-31
г. Москва, ул. Большая Полянка, д. 43, стр. 3

Исполнение решений судов

по гражданско-правовым делам

Объектом принудительного исполнения могут быть как судебные акты, так и акты других органов, которым предоставлено право возлагать на граждан, организации и бюджеты всех уровней обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от определенных действий. Сразу оговоримся, что в данной статье речь пойдет только об исполнении решений судов по гражданско-правовым и налоговым делам в отношении имущества юридических лиц, причем под решениями судов понимаются в «широком смысле» все судебные акты.

Общая характеристика системы исполнительного производства

Российской Федерации

К нормативным правовым актам, определяющим условия и порядок принудительного исполнения судебных актов по гражданско-правовым относятся:

1. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» — далее Закон об исполнительном производстве;

2. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах» — далее Закон о судебных приставах;

3. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 5 мая 1995 г. № 70-Ф3 — далее АПК РФ;

4. Положение о Департаменте судебных приставов Минюста РФ, утвержденное приказом Минюста РФ от 22 сентября 2000 г. № 276 «Об утверждении Положения о Департаменте судебных приставов»;

5. иные правовые акты.

Исполнением решений судов на основании статьи 3 Закона об исполнительном производстве занимаются судебные приставы.

Министерство юстиции РФ образует службу судебных приставов, возглавляемую заместителем министра юстиции Российской Федерации — главным судебным приставом Российской Федерации. Служба судебных приставов — составное звено системы органов Министерства юстиции РФ.

В нее входят:

* департамент судебных приставов Министерства юстиции РФ, возглавляемый заместителем главного судебного пристава Российской Федерации;

* служба судебных приставов Управления военных судов Министерства юстиции РФ, возглавляемая заместителем начальника Управления военных судов — главным военным судебным приставом;

* службы судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации, возглавляемые заместителями начальников органов юстиции субъектов Российской Федерации — главными судебными приставами субъектов Российской Федерации;

* районные, межрайонные или соответствующие им согласно административно — территориальному делению субъектов Российской Федерации подразделения судебных приставов, состоящие из судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебных приставов-исполнителей, возглавляемые старшими судебными приставами.

На основании пункта 1 статьи 4 Закона об исполнительном производстве:

«Требования судебного пристава-исполнителя по исполнению судебных актов и актов других органов обязательны для всех органов, организаций, должностных лиц и граждан на всей территории Российской Федерации».

Согласно пункту 2 статьи 12 Закона о судебных приставах судебный пристав имеет право:

·        «получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, объяснения и справки;

·        проводить у работодателей проверку исполнения исполнительных документов на работающих у них должников и ведения финансовой документации по исполнению указанных документов;

·        давать гражданам и организациям, участвующим в исполнительном производстве, поручения по вопросам совершения конкретных исполнительных действий;

·        входить в помещения и хранилища, занимаемые должниками или принадлежащие им, производить осмотры указанных помещений и хранилищ, при необходимости вскрывать их, а также на основании определения соответствующего суда совершать указанные действия в отношении помещений и хранилищ, занимаемых другими лицами или принадлежащих им;

·        арестовывать, изымать, передавать на хранение и реализовывать арестованное имущество, за исключением имущества, изъятого из оборота в соответствии с законом;

·        налагать арест на денежные средства и иные ценности должника, находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, в размере, указанном в исполнительном документе;

·        использовать нежилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, а при согласии собственника — помещения, находящиеся в иной собственности, для временного хранения изъятого имущества, возлагать на соответствующих лиц обязанность по его хранению, использовать транспорт взыскателя или должника для перевозки имущества с отнесением расходов за счет должника;

·        в случае неясности требований, содержащихся в исполнительном документе, на основании которого совершаются исполнительные действия, просить суд или другой орган, выдавший исполнительный документ, о разъяснении порядка его исполнения;

·        объявлять розыск должника, его имущества или розыск ребенка;

·        вызывать граждан и должностных лиц по исполнительным документам, находящимся в производстве;

·        совершать иные действия, предусмотренные федеральным законом об исполнительном производстве».

Как видим, список прав судебного пристава весьма широк, однако у него есть и обязанности, предусмотренные частью первой рассматриваемой статьи:

·        «принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов;

·        предоставляет сторонам исполнительного производства (далее — стороны) или их представителям возможность знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии;

·        рассматривает заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства, выносит соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования;

·        обязан взять самоотвод, если он заинтересован в ходе исполнительного производства либо имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнения в его беспристрастности».

Исполнительные листы выдаются судами на основании принимаемых ими различных судебных актов. Применительно к гражданско-правовым и налоговым делам это могут быть:

1) решения и определения об утверждении мировых соглашений судов первой инстанции;

2) определения кассационной инстанции;

3) постановления надзорной инстанции судов общей юрисдикции, когда они изменяют решение суда первой инстанции или выносят новые решения;

4) решения арбитражного суда первой инстанции;

5) определения этого суда об утверждении мирового соглашения, об обеспечении иска, об обеспечении решения;

6) постановления апелляционной, кассационной, надзорной инстанций арбитражного суда, когда ими изменяется решение суда первой инстанции или выносится новое решение;

7) приговоры суда общей юрисдикции в части имущественных взысканий.

Исполнительное производство по гражданско-правовым и налоговым делам

Возбуждение исполнительного производства — важный этап его развития. Оно осуществляется судебным приставом-исполнителем путем принятия к своему исполнению исполнительного документа, поступившего от суда либо от взыскателя.

Судебный пристав-исполнитель обязан возбудить исполнительное производство при наличии двух условий:

1) если не истек срок предъявления исполнительного документа к исполнению;

2) если исполнительный документ соответствует требованиям, предусмотренным статьей 8 Закона об исполнительном производстве.

Судебный пристав-исполнитель обязан вынести в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа постановление о возбуждении исполнительного производства. В этом положении необходимо указать дату и место вынесения постановления, должностное лицо, вынесшее данное постановление, дату поступления исполнительного документа, на основании которого подлежит возбуждению исполнительное производство, мотивы, по которым судебный пристав-исполнитель считает необходимым возбудить (или не возбуждать) исполнительное производство, закон, на основании которого он совершает это процессуальное действие, решение о возбуждении (невозбуждении) исполнительного производства. В постановлении должно быть указано, что оно может быть обжаловано в десятидневный срок.

Копии постановления о возбуждении исполнительного производства должны направляться взыскателю, должнику, а также в суд, выдавший исполнительный документ, заказным письмом с уведомлением о вручении.

Постановление о возбуждении исполнительного производства может быть обжаловано. На постановление судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства на основании исполнительного документа, выданного арбитражным судом, жалоба подается в арбитражный суд по месту нахождения судебного пристава-исполнителя, принявшего постановление, во всех остальных случаях — в суд общей юрисдикции по месту нахождения судебного пристава-исполнителя, принявшего постановление.

На основании пункта 2 статьи 11 Закона об исполнительном производстве исполнение решений судов по гражданско-правовым делам осуществляется по месту их совершения. Такое решение вопроса о месте совершения исполнительных действий позволяет четко определить, какое конкретно подразделение службы судебных приставов должно заниматься исполнением данного исполнительного документа, и оперативно исполнить его.

Очень часто на практике возникает вопрос о том, где исполнить решение суда, в случае, если в процессе исполнения исполнительного документа изменились место жительства должника, место его работы или место его нахождения либо выяснилось, что имущество должника, на которое можно обратить взыскание, по прежнему месту нахождения отсутствует или его недостаточно для удовлетворения требований взыскателя.

В этих ситуациях, судебный пристав-исполнитель на основании пункта 3 статьи 11 Закона об исполнительном производстве:

«…незамедлительно составляет об этом акт и не позднее следующего дня после дня его составления направляет исполнительный документ вместе с копией этого акта судебному приставу-исполнителю по новым месту жительства должника, месту его работы, месту его нахождения либо по новому месту нахождения имущества должника, о чем одновременно извещает взыскателя, суд или другой орган, выдавший исполнительный документ».

Немедленному исполнению подлежат перечисленные в пункте 2 статьи 13 Закона «Об исполнительном производстве» требования. Перечень этих требований не является закрытым. В подпункте 3 пункта 2 этой статьи говорится, что немедленному исполнению подлежат требования исполнительных документов и по другим делам, если немедленное исполнение требований предусмотрено исполнительным документом или федеральным законом. Например, согласно части 3 статьи 135 АПК немедленному исполнению подлежат решения о признании недействительными актов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, а также определения об утверждении мирового соглашения.

Исполнительные документы должны быть предъявлены к исполнению в сроки, установленные в пункте 1 статьи 14 Закона об исполнительном производстве. Нарушение этих сроков влечет возвращение исполнительного документа без исполнения.

Стороны исполнительного производства — взыскатель и должник — это лица, материально заинтересованные в результатах исполнительных действий, осуществляемых ими и судебным приставом-исполнителем при исполнении исполнительного документа.

Согласно пункту 2 статьи 29 Закона об исполнительном производстве взыскателем в исполнительном производстве являются гражданин или организация, в пользу или в интересах которых выдан исполнительный документ. Эти лица добиваются принудительного осуществления своего субъективного права, подтвержденного судебным актом. Взыскателя необходимо отличать от его представителя, который действует от имени взыскателя и на основании предоставленных ему полномочий по доверенности. Он может требовать принудительного исполнения судебного акта, получить присужденное имущество или деньги, если эти полномочия специально оговорены в доверенности, но и в этом случае исполнительные действия совершаются в пользу или в интересах взыскателя, а не его представителя. При исполнении судебных актов взыскателем, как правило, является истец, а должником — ответчик. Однако в случае отказа истцу в иске судебные расходы взыскиваются с истца в пользу ответчика, который в исполнительном производстве будет взыскателем, а истец — должником.

В соответствии с пунктом 3 статьи 29 Закона об исполнительном производстве должником в исполнительном производстве может быть гражданин или организация. Должник, в отличие от взыскателя, — это лицо, обязанное совершить по исполнительному документу определенные действия или воздержаться от их совершения. С него взыскиваются исполнительский сбор и, как правило, расходы по совершению исполнительных действий, он может быть привлечен к административной и уголовной ответственности за неисполнение исполнительного документа.

На основании пункта 4 статьи 29 Закона об исполнительном производстве в исполнительном производстве могут участвовать несколько взыскателей или должников. Соучастие — это участие в одном производстве нескольких взыскателей или нескольких должников, права или обязанности которых не исключают друг друга. Соучастники независимы друг от друга и могут совершать по своему усмотрению любые предусмотренные законом действия. Помимо общих прав, которые предоставлены сторонам, соучастники дополнительно наделены правом передать свои функции в исполнительном производстве одному из соучастников.

Ответственность за неисполнение решений судов

по гражданско-правовым и налоговым делам

Не стоит забывать, что за неисполнение судебного решения на основании пунктов 1 и 3 статьи 206 АПК РФ на банк или лицо, ответственное за исполнение решения суда, может быть возложена ответственность:

«1. За неисполнение судебного акта арбитражного суда о взыскании денежных средств банком или иным кредитным учреждением, которому предъявлен исполнительный лист, на него налагается арбитражным судом штраф в размере до 50 процентов суммы, подлежащей взысканию.

2. За неисполнение указанных в исполнительном листе действий лицом, на которое возложено совершение этих действий, на это лицо налагается штраф в размере до 200 установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда».

Те же меры ответственности определены статьями 85 и 86 Закона об исполнительном производстве. Кроме вышеперечисленного на основании пункта 1 статьи 87 Закона об исполнительном производстве установлены иные меры за нарушения в процессе исполнения решений судов по гражданско-правовым и налоговым делам:

«За невыполнение гражданами и должностными лицами законных требований судебного пристава-исполнителя и нарушение законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве, а равно за утрату исполнительного документа либо несвоевременное его отправление, представление недостоверных сведений о доходах и об имущественном положении должника, а также несообщение должником об увольнении с работы, о новом месте работы или месте жительства виновные граждане и должностные лица подвергаются судебным приставом-исполнителем штрафу в размере до ста минимальных размеров оплаты труда, а за уклонение без уважительных причин от явки по вызову судебного пристава-исполнителя или к месту совершения исполнительных действий — приводу, о чем выносится соответствующее постановление».

Согласно пункту 2 рассматриваемой статьи:

«Постановление судебного пристава-исполнителя утверждается старшим судебным приставом. Оно может быть обжаловано в соответствующий суд в 10-дневный срок».

Кроме того, на основании статьи 315 УК РФ:

«Злостное неисполнение представителем власти, государственным служащим, служащим органа местного самоуправления, а также служащим государственного или муниципального учреждения, коммерческой или иной организации вступивших в законную силу приговора суда, решения суда или иного судебного акта, а равно воспрепятствование их исполнению — наказываются штрафом в размере от двухсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет».